Средиземноморье

Пожалуйста подождите...

Средиземноморье
Мозаичное искусство возникло в процессе общего развития древнейших цивилизаций. В какой стране или местности впервые придумали мозаику для украшения своих жилищ и создания предметов интерьера доподлинно неизвестно. Археологи и искусствоведы родиной мозаики считают целый регион окружающий Средиземное море, это и Малая Азия, Сирия, Греция (остров Крит, остров Родос), Испания, Сицилия, Египет, Карфаген, Ливан, Кипр, и другие. Как сказал один из авторов, технику мозаики «придумывали, забывали и открывали заново в разные эпохи в разных странах Средиземноморья».
Во времена античности искусство мозаики было очень распространено. Изначально это были несложные мозаичные полы в домах, либо на террасах, дорожки. Первые мозаики (8 - 6 вв. до н.э.) не отличались большой сложностью, чаще всего это были выполненные из разноцветных гладких камешков примитивные узоры. Для работ использовалась галька (морская, речная), причем она не подвергалась какой-либо обработке, это был дешевый и износостойкий способ отделки, устойчивый к климатическим воздействиям. Морские окатыши, размером 1-3 см., уложенные в глину, либо штукатурку таким образом, что их малая часть возвышалась, создавая незатейливый узор в ограниченной палитре цветов, вот пример первых мозаик.
Баня кентавров.jpg
(Коринф. Баня кентавров, кон. 5 в. до н. э)
По ним было удобно ходить, на них было приятно смотреть, они несли прохладу в знойные дни, сохраняли чистоту в период сильных дождей, предотвращали от разрушения. Было удобно и красиво. К тому же, на морских и речных берегах было вдоволь поделочного материала. В отличие от скульптуры, мозаика уникальна тем, что она часто показывает повседневную жизнь, времена года, развлечения, путешествия и т.д. Древняя мозаика позволяет нам увидеть повседневный быт людей, живших задолго до нашего времени.
Постепенно в греческих домах земляные и каменные полы сменились мозаичной кладкой. Со временем улучшались рисунок и техника набора. Мозаика в доме была естественным и необходимым средством декора. Конечно, первые мозаики являются образцом утилитарного прикладного искусства, а не произведением искусства в высоком понимании, ведь изображения были маловыразительными, схематичными, контурными, а сюжеты мозаичных панно были не сложными.
Самая ранняя из сохранившихся до наших дней мозаик была найдена в Коринфе, она выполненная в конце 5 в. до н.э. Мозаика имеет рисунок, выполненном белым цветом по темному фону. На древнем мозаичном панно запечатлено колесо, окруженное бордюром из треугольников, далее следует геометричный орнамент в виде непрерывной ленты, состоящей из прямых углов, получивших название – меандр, завершает изображение орнамент в виде волн. Колесо вписано в квадрат, и в образовавшихся углах изображен - осел и кентавр, пытающийся схватить леопарда.
Баня кентавров_2.jpg
(Коринф. Баня кентавров)
В Архаический период в истории Греции (750 — 480 гг. до н. э.) галечные мозаики встречаются в основном в отделках храмов. В период поздней классики, IV век до н.э., мозаику начинают применять очень часто в интерьере домов. Так горожане стремились подчеркнуть свое богатство и продемонстрировать развитый вкус. Хотя не все могли позволить себе украшать мозаикой свои дома.
Мозаиками украшались не все помещения в жилом доме, а прежде всего самые важные – Андроны (от др. греч. Ανδρών — мужская комната). Мужчины встречались в андроне на праздничные пирушки (симпосии), для разговоров и обедов. Мозаика должна была хорошо просматриваться и имитировала ковер, разостланный на полу. Основной темой были растительные мотивы с листом аканта, похожего на медвежью лапу. Древние греки определяли акант как знак триумфа и преодоления жизненных испытаний — шипов и колючек, ведь акант растёт на могилах героев. Кроме аканта в мозаиках часто изображался плющ. В древнегреческом культе Диониса, он дарил магические силы, считался наркотиком, приводящим в экстаз. Самого Диониса называли «плющеносным», Дионис носил венок из плюща и держал магический жезл увитый плющом. Кроме того, в мозаиках появляется веерообразное изображение пальмового листа - пальметта. Впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на остров Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже частично заменила меандр. Центральное изображение на мозаичных панно всегда окружают бордюры самой разнообразной сложности – от простых геометрических до сложнейших растительных орнаментов с включением изображений животных (гепард, лев, газель, пантера), птиц (орел) и фигур людей. Иногда орнаменты, заполняя большую часть пола, оказываются гораздо сложнее и интереснее, чем изображения, представленные на главном панно.
В более поздние эпохи Эллинизма — периода, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 г. до н. э.), мастера мозаичного искусства выкладывают уже большие сюжетные панно. Этот период значительных изменений во всех областях жизни и творчества, которому способствовало растущее благосостояние. Предметы роскоши, к которым относились мозаичные панно, становятся более доступными. Применение мозаики в отделке дома говорило не только о высоком достатке, но и о принадлежности его хозяев к элитарному миру искусства.
Прекрасные образцы мозаичного искусства (340 – 330 гг. до н. э.) найденные при раскопках Пеллы, столицы македонского царства. В этом городе, как утверждают историки, был рожден Александр Македонский. Мастер, создававший мозаики Пеллы, достиг высокой реалистичности изображения, начав дробить гальку на мелкие кусочки. Гальку начинают очень качественно сортировать как по размеру, цвету, так и по форме. Чаще мастера начинают применять более мелкие камешки, за счет чего достигается плотное прилегание галечника друг к другу. В изображении появляется объем, реалистичность, игры света и тени. Изображения фигур выполняются светлым силуэтом на более темном фоне с использованием полутонов, путем применения бежевых, красных, желтых, розовых цветов. Появляются вставки из полосок свинца для создания более четких контуров изображения.
Дионис на леопарде.jpg
(Пелла. Дом Диониса. Дионис на гепарде, 2 пол. 4. до н. э)
Римляне пренебрежительно называют мозаику из природной гальки - opus barbaricum (опус барбарикум – дословно означающее - творенье варваров). Самые лучшие образцы opus barbaricum это конечно мозаика из Пеллы.
Постепенно необработанная галька уступает свое место как основной материал в мозаичных панно для кубиков из различных видов мрамора или другого натурального камня или стекла, цветной обожженной глины с неглазурованной поверхностью. Это в свою очередь, еще больше обогатило цветовую гамму мозаичных панно.
Прекрасны римские мозаичное панно, вывезенные с острова Кос, в том числе одна из них, с изображением головы Медузы Горгоны, при взгляде на которую всякий смертный окаменевал. В настоящий момент это панно можно увидеть как лучшую часть экспозиции Дворца Великих Магистров Ордена Госпитальеров острова Родос.
Мастера постепенно осваивают технику шлифовки и обработки натурального камня - тессирование, и данную технику мозаики римляне называли - opus tesselatum (опус тесселатум), название происходит от слова tessera – небольшой камень кубической формы. Изначально (середина 3 в. до н.э.) мастера, как бы невзначай, применяли колотую гальку в своих работах, объем колотой гальки во всей работе был незначителен. Но затем, новая техника постепенно заменяет галечную мозаику. Живописности работам добавляет и возможности природных поделочных и полудрагоценных камней. Становятся меньше швы между тессерами, их начинают подкрашивать, чтобы сгладить дробность изображения, придавая ему однородность. Так как, все тессеры изготавливались мастером без современных средств механизации, можно увидеть, что у всех тессер - разный размер, но именно в этом и есть их уникальная привлекательность и индивидуализм мозаичных работ того времени.
Одновременно в 3 в. до н.э. появляется и техника вермикулатум – мозаичная миниатюра (размер чаще всего был не более 1-2 м2), которая позволила с успехом использовать в мозаике все живописные приемы. Как пример мозаичных работ, выполненных в этой технике - "Голуби на чаше" с Виллы Адриана в Тибуре, "Обитатели морских глубин" из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях "Завтрак женщин" и "Музыканты".
др греция.jpg
При внимательном рассмотрении видно, как тонко заколерованы швы в этих шедеврах, насколько трудоемки эти произведения и высоко мастерство автора. Хотя в этой реалистичной технике тоже есть очень большие работы: "Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием" из дома Фавна в Помпеях, (5,12×2,71 м.) и напольная мозаика "Нильский пейзаж" в святилище Фортуны Примигении в Палестрине (5,85×4,31 м.), датируемые концом II – началом I века до н. э., известная под названием "Мозаика Барберини" по праву считают расцветом эллинистической традиции создания мозаичных картин.
В этом же периоде (в 3 в. до н. э.) формируется еще одна техника выполнения мозаики - пластиночная или штучная, называемая опус сектиле (от лат. opus sectile). Это самый престижный и дорогой вид мозаики, в силу того, что мастера использовали разные, не стандартные по форме и размеру шлифованные пластинки мрамора, или других натуральных камней, кусочки перламутра, стекла, которые очень плотно подгонялись друг другу, создавая цельную, идеально ровную поверхность. При использовании техники опус сектиле мастер обращался к природной красоте, используя структуру камня и все многообразие цветовой палитры. В этой технике украшались пол и стены самых величественных церковных помещений.
Богатые и знатные горожане тоже стремились подчеркнуть свой статус в обществе путем применения мозаичных панно выполненных в технике опус сектиле при отделке особо значимых помещений своих домов, а во второстепенных помещениях (например – помещениях покоев) очень часто применялась отделка обычной мозаикой.
Добыча мрамора и других камней была дорогим и трудоемким процессом и как следствие мозаики были то же дорогим удовольствием, доступным только избранным.
Опус сектиле является основоположницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой. «Pietra Dura» — в переводе с итальянского языка - «поделочный камень». Для изготовления такой мозаики используются цветные камни: агат, аметист, авантюрин, сердолик, яшма, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, светлая яшма, халцедон, гематит (плотный тонковолокнистый кровавик), мрамор. Стиль флорентийской мозаики получил название «commesso», что в переводе с итальянского «состыкованный», из-за того, что полудрагоценные камни, после придания им различных форм, складывались в единый рисунок так, что граница между ними была практически незаметна. Эта техника, столь полюбившаяся людям, использовалась для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек и также для украшения различных элементов мебели и получила поэтическое название «каменная картина».
В античности пользовался популярностью "Asarotos oikos" (с др.греческого – «неприбранный дом») — тип мозаичной отделки триклиниев (столовых комнат). Из мельчайших мраморных и полудрагоценных тессер на полу создавались сюжетные натюрморты. Натюрморты эти обладали эффектом натурализма и иллюзионизма, обманывая глаз и разум. Самой знаменитой была не сохранившаяся до наших дней, мозаика для дворца в Пергаме, выполненная пергамским мозаичистом по имени Сoз (около 250 – 150 гг. до н. э.). Описание ее сохранил для потомков Плиний Старший в "Естественной истории". Сохранились только ее древнеримские копии и интерпретации. На мозаике показаны объедки, разбросанные по полу после роскошного обеда: рыбьи скелеты, куриные кости, раковины, орехи, остатки виноградных гроздей, и уже подбирающегося к этому «роскошному обеду» маленького мышонка.
Asarotos oikos.jpg
(Asarotos oikos. Версия Гераклита. 2 в до н. э.)
Благодаря теням от предметов возникает иллюзия реальности изображения. Автор надписал свою работу: «Софилос сделал», – что, свидетельствует о высокой репутации мастера и о его гордости своей работой.
мышь.jpg
Соз создавал не просто искусные панно из мозаики – он создал самые модные сюжеты для панно, подхваченные впоследствии многими. В Ватиканском музее хранится повтор этого произведения, выполненный Гераклитом примерно во II веке н.э.
Соз был известен как автор мозаичных работ не только в духе trash-design, сумасшедшего стиля, для тех, кому «наплевать на правила». Из текста Плиния также известно о другой не сохранившейся, но знаменитой работе Соза – голубе, склонившимся над водным зеркалом для питья и отражающемся в нем – сюжете, ставшем не просто модным, но пережившим саму античность на полтысячелетия: его отголоски можно встретить даже в мозаичном убранстве мавзолея Галлы Плацидии – шедевре раннехристианского мозаичного искусства 5 в. н. э.
Как и в случае с asarotos oikos, этот сюжет мастера Соза дошел в интерпретации другого мастера. Кроме того, это один их ранних примеров применения тессер из смальты – глушеного (непрозрачного) стекла.
Техника мозаичного искусства почти за 23 века существования претерпела весьма незначительные изменения, а многое из технического арсенала мозаичного искусства античности остается актуальным и сегодня.