Шумерская мозаика

Пожалуйста подождите...

Шумерская мозаика
К настоящему время археологи помогли установить, что мозаичная техника была известна людям около 5 тысяч лет назад. Мозаика обладает очень важным свойством – долговечность, поэтому до наших дней сохранились подлинные древние произведения, которые мы можем подробнейшим образом изучить и многое узнать о жизни и обычаях народов далекой древности. Нас и сейчас восхищает высокое художественное мастерство исполнения, красочное богатство и декоративность художественного слоя древних мозаик. 
1.png
Образцы древних мозаик обнаружены при раскопках многих шумерских городов (Эриду, Уруке, Уре) Месопотамии, региона на Ближнем Востоке, расположенного в долине двух великих рек Тигра и Евфрата, можно перечислить современные государства, включающие земли Месопотамии, Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран. Мозаики Древней Месопотамии составлялись из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8–10 см и диаметром 1,8 см. Торцы глиняных палочек, и создавали геометрические мотивы: розетки, треугольники, зигзаги, путем укладки глазированных конусообразных палочек, прямо в стены на глиняный раствор. Такой ковровый рисунок был схож с рисунком циновок, закрывающих стены тростниковых хижин. Такая мозаика защищала стены, выложенные из сырцового кирпича, от погодных воздействий, дождь очень сильно вредил стенам, размывая их, от сильного солнца и ветровой нагрузки кладка трескалась и рассыпалась. Позднее было придумано раскрашивать глазурь в базовые красный, белый и черный цвет, и это еще дополнительно очень украсило фасады зданий. Это своеобразное «бисерное покрытие» считается первым применением мозаики в городской среде. 
2.jpg
Во времена древних шумерских династий получила развитие разновидность мозаики - инкрустация изделий ракушками, слоновой костью, цветными камнями, перламутром или другими материалами, которые прикреплялись к глиняной или деревянной основе, покрытой смолой. Так создавались сцены, которые наносились в качестве декорации на предметы повседневного пользования, такие как мебель или музыкальные инструменты. Мозаичные панели украшали также стены храмов. Тематика их была разнообразной и охватывала как военные, так и мифологические или повседневные сцены. К этому времени относятся декорированные кусочками цветной мозаики вазы с простыми геометрическими узорами.
На древнем царском кладбище Ура английский археолог Леонард Вулли в 1930-е годы нашел подземные мавзолеи и в одном из них он обнаружил “Царский штандарт Ура”. На деревянных плитах покоятся мозаичные композиции, изображающие сцены войны и мира из жизни великого царя. Фрагмент “штандарта из Ура” сейчас находится в Британском музее в Лондоне. Мозаика выполнена из перламутра и раковин, а также цветного известняка и твердых камней; прикрепленных к основе из битумной смолы. На этой мозаике подробно описана жизнь золотого века города Ур. Кусочки известняка различных цветов граничат с прекрасной ляпис-лазурью. На фоне ляпис-лазури неоднородных тонов, от темно - голубого до светло - голубого, выступают скульптурные фигуры. Функции предмета непонятны: предполагают, что этот предмет, водруженный на древко, выполнял функции военного штандарта, по другой гипотезе – частью некоего музыкального инструмента. Следует отметить особенности техники, в которой он выполнен: изображения здесь составлены из целых крупных кусков материала, вырезанных по контуру – это сближает ее с техникой opus sectile или позднейшей pietra dura (флорентийской мозаики) и инкрустации.
Мозаичные изображения передают картины битв и сражений, повествуют о военных победах, о захваченных рабах и дани. Тематика этого «штандарта», призванного прославить военную деятельность правителей, отражает военный характер государства.
На кладбище города Ур найдены многочисленные музыкальные инструменты.
Здесь лежали остатки великолепной арфы: её деревянные части истлели, однако украшения сохранились полностью, и по ним можно было восстановить весь инструмент. Верхний деревянный брус арфы был обшит золотом, в котором держались золотые гвозди — на них натягивали струны. Резонатор украшала мозаика из красного камня, лазурита и перламутра, а впереди выступала великолепная золотая голова быка с глазами и бородой из лазурита. Ученые считают эту арфу принадлежностью царице Шубад (Багдад, Иракский музей). При раскопках было найдено большое количество музыкальных инструментов с мозаичными или скульптурными изображениями, шуммеры развивали изящные искусства.
При археологических раскопках древнего храма в поселении Аль-Убейд, находившегося в четырех милях северней города Ура, исследователи нашли остатки деревянной колонны храмового портала. Пальмовый ствол колонны за пять тысячелетий превратился в тлен, однако, сохранился опавший мозаичный декор, набранный из кусочков смальты и ракушек на тонком битумном слое. Реставраторы перенесли узор на новую деревянную основу и реконструировали первоначальный облик инкрустированной колонны. Так появился убедительный экспонат, свидетельствующий о высоком мастерстве шумерских мозаичистов и об их умении выгодно использовать дешевые поделочные материалы, включая раздробленные раковины моллюсков, обитавших в водах Персидского залива.