Византия

Пожалуйста подождите...

Византия
20Фев
Византийская империя – это место, где мозаичное искусство, развиваясь, достигло своего наивысшего расцвета, став символом целой цивилизации.
Говоря о Византийской эпохе можно даже точно назвать год, ставший точкой отсчета, история запечатлела эту дату – 330 год I века н. э. Именно в этот год по указу Императора Константина I Великого столица была перенесена в древнегреческий город Византий, который был переименован изначально в Новый Рим, а затем в Константинополь, ставший самым крупнейшим городом Европы. Было организовано новое государственное устройство - Византийская империя, самая могущественная держава христианского мира, взявшая лучшее из греческой и древнеримской культуры.
1.jpg

Время глобальных перемен, вместе с падением Рима, наступает время религиозных исканий и расцвета новой системы духовно-нравственных христианских ценностей, зарождения фундамента византийской философии, происходит формирование новой государственности. Меняется внутренний мир человека, его отношение к окружающему миру, природе, обществу. Самое главное – это время созидания и расцвета литературы и искусства, появляются новшества и в мозаичном искусстве. Историки и археологи уверенно утверждают, что именно в это время в Византийской империи изобретают смальту.
Смальта – это искусственно изготавливаемое по специальной технологии прозрачное или непрозрачное цветное стекло.
2.jpg
Очень длительное время под этим названием подразумевали только ярко-синюю эмаль или стекло такого же цвета, полученную из кремниевой кислоты и кобальта, но сейчас название распространилось на все виды материала. Слово Сма́льта происходит от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить, итал. Smalto — эмаль; устар. — шмальта. Хоть смальта и искусственный материал, созданный человеком путем экспериментов, но кусочек смальты очень похож на природную естественную каплю смолы, битума, канифоли, или копала (янтарь ископаемой природной смолы, выделяемой деревьями семейства бобовых). Внешнее сходство этой группы природных материалов с изобретением византийцев и послужило основой единения названий, ведь корень smalt указывает на высокотемпературное происхождение материала.
Смальту традиционно делят на четыре вида:
• прозрачная смальта, получаемая на основе огнеупорных красителей;
• глухая или опаловая смальта — получаемая на основе введения в стеклянную массу заглушающих прозрачность стекла веществ, например, диоксида олова или триоксида сурьмы;
• жилистая и пятнистая смальта — когда в одном куске стекла путём термической обработки соединяется смальта нескольких оттенков;
• золотая и серебряная смальта — современники называют ее - триплексная смальта, изготавливается путём запрессовки фольги между двумя слоями стекла. В зависимости от толщины фольги и пробы золотого сплава менялся и цвет смальты. Если, к примеру, раскатать червонное золото до прозрачности, то можно получить у смальты зеленый оттенок, а вот легирование золота красной медью и серебром даст смальте розовый, нежный оттенок.
4.jpg
Смальта вариться в печах, каждый цвет в отдельном маленьком горшочке, называемом тиглем. Длительность процесса варки 3-4 часа. Готовую, горячую смальту выливают из горшочка на чугунную сковородку и раскатывают специальным валиком до желаемой толщины. Смальта остывает и уже застывшую массу пилят или колют на модули необходимого размера, в зависимости от задач, которые ставит мастер – мозаичист. Для миниатюрных работ нужны тессеры размером в миллиметры, а для больших монументальных работ используют крупные пластины.
Сварить в то время бесцветное и прозрачное стекло было очень сложно и первые образцы были далеки от идеала, в основном стекло было желто-коричневых оттенков. В свое время к ремесленникам Византии попали секреты стекловаров Ассирии и Вавилона, которые владели рецептом изготовления синего кобальтового стекла, это и натолкнуло на открытие нового материала.
Очень быстро смальта начинает пользоваться большой популярностью и становиться важнейшим материалом для мозаик, ведь у этого материала масса неоспоримых преимуществ:
• Долговечность. Смальта – «материал, не подверженный тлению». Византийские мозаики называют «вечной живописью», которая не выцветает, сохраняет первозданную яркость и передает нам полноценное, авторское изображение, именно в тех цветах и оттенках, как было задумано и воплощено в жизнь автором. В отличие от живописных росписей, которые выцветают, меняют цвет из-за копоти и осаждающейся пыли, утрачиваются художественный слой от воздействия воды, климатических изменений и т.д., мозаики из смальты выглядят, как только что созданные, несмотря на свой многовековой возраст.
5.jpg
• Свежесть, глубина и огромная палитра цветов (несколько сотен различных цветов), особая красота золотой и серебряной смальты.
• Возможность создания элементов мозаики различной геометрической формы, как того требует композиция. Хотя большей популярностью у мастеров пользовались кубическая форма элементов мозаики.
• Погодоустойчивость – не нужна специальная защита и сложный уход.
• Смальта - экономична и проста в обращении.
Мозаика из смальты укладывалась в технике «прямого» набора. Мозаичные элементы укладываются обратной стороной на постоянную основу, непосредственно на месте мозаичной композиции, по эскизу путем вдавливания кусочков смальты в закрепляющую массу. Готовя участок поверхности под мозаику, мастера наносили первый слой крупнозернистой штукатурки, по нему второй слой с более мелким зерном. После нанесения первых клеевых слоев мастера выжидали когда первые слои немного подсохнут и потом процарапывали по ним рисунок. Поверхности, которую сразу же предполагалось покрыть мозаикой, покрывали слоем специального раствора, в который, следуя линиям процарапанного рисунка, вдавливали кусочки смальты. В ранних Византийских мозаиках, фон часто был синим или зеленым, в более поздний период для фона использовали именно золотую смальту и серебряные вставки. Византийские мастера использовали особый технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов, выкладывая в один ряд кубики и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям четкость, выразительность.
6.jpg
В Византийской империи изготовлении мозаики и смальты было поставлено на поток, и в исторические записи вошли рассказы о проводимых мастерами - смальтистами экспериментах по получению разных оттенков смальты и попытках придания смальтовому стеклу различных свойств.
В Византии существовала монополия государства на вывоз смальты.
Легкие, игривые по стилю мозаики Греции и Древнего Рима были заменены в Византии на масштабные монументальные произведения, запечатлевшие христианские истории. В период расцвета Византийской империи мозаичная отделка главный элемент в украшении величественных соборов, базилик, усыпальниц, и только во времена упадка мозаики начинает вытесняться фресками, как более дешевый способ украшения храмов.
Так, прагматичное декоративное искусство Древнего Рима, перешло в разряд культового творчества, став имперской техникой. Византийские мастера, в отличие от римских и греческих мозаичистов, переносят изображение с пола на потолок. Стены и своды некоторых храмов почти полностью покрывают мозаикой, объемами в сотни и тысячи квадратных метров.
7.jpg
Нужно обратить внимание и на композиционные принципы византийской мозаики. Фигуры святых, императоров и их приближенных, размещались, как правило, посередине, на наиболее выгодных в зрелищном отношении местах, и их обрамляли растительные орнаменты и бордюры. Композиции очень свободны, и исполнены широкого дыхания не занятого формами пространства. Характерна идеальная завершенная округлость объемов. Изменилось соотношение фигур между собою и с пространством. На мозаичных полотнах персонажи изображены в разных ракурсах и разворотах, обилие трехчетвертных и профильных абрисов создает постоянное движение объемов из глубины наружу. Фигуры охватывают легкие, прекрасно драпирующиеся роскошные ткани, сквозь складки одежды прекрасно видна пластика тел.
Обилие золотой смальты, мерцающей и переливающейся многогранными оттенками, как за счет естественного светового потока, так и от горящих свечей. Световой поток, отраженный от изображения, выполненного смальтой, немного неровный, бархатистый и чуть таинственный, утонченный и волшебный призван был воспевать Царствие Небесное. Золотая смальта создавала ожившие картины, которые предполагалось рассматривать с большого расстояния. Золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью создавал своеобразный «эффект присутствия», рождал у зрителей ощущение сопричастности к увиденному. Зрителя охватывало единое, словно ожившее золотое поле, сверкающее всеми цветами радуги. Для большего оптического эффекта мозаичные кубики укладывали с небольшими неровностями, заставляя свет многогранно преломляться в стекле, создавался эффект движения всей картины. Композиции Византийских мозаик свободны, много воздуха и пространства, с идеальной завершенной округлостью объемов.
8.jpg
Характерной особенностью византийской мозаики, в отличие от римской, является мелкий размер камней (смальты), более тонкая работа по укладке тессер. В римской мозаике кладка, как правило, достаточно крупная, черты лиц не отличаются тонкостью, хотя очень выразительны. Опять же византийская мозаика отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды. Величественный, прекрасный дух византийских мозаик передается даже на маленьком фрагменте, везде атмосфера благоговения и тишины храма. В Византийских мозаиках мы переносимся в мир божественный, в римских мозаиках наслаждаемся красотами земного мира.
В Византии IV–XV вв. происходит невиданный расцвет мозаичного искусства. Огромные площади выкладываются не просто мозаикой, а именно смальтой. И если мастера античности копировали окружающую действительность, то византийские мастера изображали христианских святых, чьи образы были малоизвестны и неконкретны в сравнении с их делами, и как следствие, трактовка образов утратила волнующую реалистичность, став более условной, иносказательной. Задолго до появления иконы мозаичное искусство было поставлено на службу христианства. Начиная с Византии, последующее развитие мозаики прочно связывается с христианством. Идея божественности образов мира, который воссоздавался на стенах храмов, определила и материал, применявшийся для набора мозаик.
9.jpg
Самыми известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и Святой Софии в Константинополе, наиболее древние относятся к III-IV векам.
Падение Византии сделало производство смальты достоянием мелких ремесленных кланов. Стекловары Венеции поспешили засекретить технологии варки красиво окрашенного материала. Жесткая конкуренция со стороны живописцев отобрала заказы у европейских мозаичников эпохи Ренессанса. 
10.jpg